Русская баня прошла долгий путь в своем развитии от языческого деревянного сруба с маленьким оконцем до суперсовременных апартаментов со всевозможными чудесами банной техники, но суть ее осталась прежней: очищение тела и души посредством трех вечных стихий - воды, огня и воздуха.

Древняя, как сама Русь, баня с ее влажным, одуряющим жаром занимала особое место в жизни и мировосприятии славян: субботний банный день был не просто днем купания, он значил гораздо больше, чем обыкновенное смывание грязи и пота. Мыльня, мовня или, как еще ее называли, влазня была местом, где весь род от мала до велика освобождался от дурных помыслов, грехов, душевной грязи. Процедура очищения от житейской скверны была своеобразным обрядом, во время которого огонь, вода и воздух помогали человеку стать духовно выше и здоровее.

Первое письменное свидетельство существования бань на Руси появилось в Х веке: о них упоминается в главном памятнике славянской письменности – «Повести временных лет», созданной монахом-летописцем Нестором, хотя, конечно же, русская баня куда старше.

Заезжих купцов и путешественников всегда удивляло действо, которое им здесь приходилось наблюдать: раскаленная жаром и наполненная паром баня напоминала жутковатое чистилище, где распаренные и красные как раки люди во влажной жаре немилосердно хлестали друг друга березовыми или дубовыми вениками, блаженно постанывая. Довольно жестокая и странная, на взгляд со стороны, процедура не шла ни в какое сравнение с тем, что бывалым путешественникам приходилось видеть ранее: ну, в самом деле, разве можно было сравнить этот ад кромешный с ласковым комфортом турецких бань, где температура воздуха никогда не превышала сорока градусов, с сухой финской сауной или роскошными римскими термами?

Русская баня была для заморских гостей своеобразной экзотикой, о которой они с удивлением рассказывали, возвратившись из дальних странствий домой – мол, черт их поймет, этих русских варваров: сперва парятся докрасна, стегают друг друга вениками, а потом – нырь в речку! Разве можно так над собой издеваться? Впрочем, славянская душа всегда оставалась загадкой для чужеземцев.

В.П. Рассохин. Бани на Неглинной.Жерар де Лабарт. Серебренические бани в Москве. Конец XVIII века.

Наших предков испокон века отличало самое трепетное отношение к бане: она, без преувеличения, была святым местом, где нельзя было сквернословить, ссориться и выяснять отношения. С бани начинали свой визит в дом гости. Прежде чем их, дорогих и долгожданных, радушные и хлебосольные хозяева посадят за ломящийся от яств стол потчевать с дороги, вначале следовало попариться в баньке, очиститься от дорожного пота и пыли, но главное – очиститься внутренне, свидетельствуя о достойных помыслах и намерениях. Приглашение попариться в баньке считалось большой честью, от которой отказываться было не принято, чтобы не обидеть хозяев.

Без банного обряда была немыслима и свадьба: жених и невеста перед бракосочетанием обязательно парились вместе со своими друзьями или подружками – такой себе старославянский аналог современного предсвадебного мальчишника и девичника, во время которого было принято шутить, смеяться, петь обрядовые песни, призывая судьбу быть благосклонной к молодоженам и их будущим детям.

Древние наши предки верили, что каждая баня имеет свою душу, а главные здесь – Банник и его жена Подеруха, хранители бани, которых надо всячески задабривать и не забывать оставлять для них веник и воду, поскольку считалось, что они всегда моются после всех, последними.

Фирс Журавлев. Девичник в бане. 1885г.Аполлинарий Васнецов. Общественные бани в Москве в XVII веке. 1922г.

Деревянный сруб, прообраз современной бани, всегда занимал свое заслуженное место на усадьбе и боярина, и крестьянина – разница была лишь в размерах да используемой утвари и банных принадлежностях: у богатых – подороже, у тех, кто победнее, - более скромные аксессуары да сама банька поменьше. Однако попариться и очиститься имели возможность все, вне зависимости от достатков и общественного положения. Баню всегда старались строить поближе к естественным водоемам, чтобы сразу, прямиком из банного жара, - да в водицу, остудить разогретое до костей и разомлевшее тело, разом вернув его в бодрое состояние.

В русской бане париться можно было на трех полках: самый нижний предназначался для детей и женщин, на средний можно было переходить, только лишь основательно привыкнув и научившись комфортно себя чувствовать на нижнем полке, а верхний был для самых закаленных, физически выносливых да отчаянных: добрая сотня градусов – это вам не шутка, тут не каждый сдюжит. Раскаленные банные камни щедро поливались колодезной водой, когда требовалось поддать жару, однако не только ею: в ход шли заранее приготовленные травяные отвары и даже квас, чей дух проникал в поры кожи, излечивая от самых жестоких простуд. Вот с чего начиналась всем известная ингаляция! С малых лет привыкшие париться в бане, наши предки росли крепкими и здоровыми, доживая до почтенных лет , не растеряв бодрости духа и физических сил.

Любили баньку и русские цари: Петр Великий настолько ее почитал, что даже в Голландии построил для себя банный домик, приохотив до тех пор не ведавших такого удовольствия голландцев к влажному пару русской бани.


Лев Григорьевич Соловьев (1837 - 1919) Монахи не туда заехали 1870г.

Долгие годы в банях парились целыми семьями, не ведая стыда и смущения, и даже в позднее появившихся по приказу царя Алексея Михайловича общественных банях никто и ничего не собирался менять, пока не вмешалась императрица Екатерина Вторая, усмотревшая в совместных банных процедурах что-то развратное и греховное. А грех и в самом деле случался: специально служившие в банях девки-растиральщицы частенько ублажали разомлевших посетителей плотскими развлечениями. Запрет на совместные купания был более чем своевременным: в Европе свирепствовал сифилис, а монарший указ не дал эпидемии распространиться по России. С тех пор и по сей день в банях существуют отделения для мужчин и женщин.

 История русской бани - часть 2